В своем новом тематическом обзоре судебной практики Президиум ВС РФ рассмотрел вопросы, возникающие в связи с оценкой судами в рамках различных категорий споров действий правообладателей товарных знаков с точки зрения добросовестности.

ВС РФ напомнил, что действия по приобретению прав на товарный знак, по его использованию и применению правообладателем конкретных мер защиты могут быть признаны судом недобросовестными и правообладателю может быть отказано в защите прав с учетом совокупности конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих о его неразумном и недобросовестном поведении, которое приводит к нарушению баланса интересов участников правоотношений. Применительно к критериям оценки действий правообладателя ВС РФ сформулировал, в частности, следующие правовые позиции:

- неиспользование товарного знака правообладателем, обращающимся за судебной защитой, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом. При рассмотрении спора должны учитываться причины такого неиспользования;

- не допускается приобретение лицом права на товарный знак с намерением предъявления добросовестным участникам гражданского оборота исков о взыскании компенсации за нарушение исключительного права в отсутствие экономического интереса и цели использовать товарный знак для индивидуализации товаров;

- равным образом не подлежит удовлетворению возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку другого лица в случае, если оно подано исключительно с намерением причинить вред этому лицу и лишить его права на товарный знак;

- оценка судом действий правообладателя в качестве злоупотребления правом по отношению к одним лицам не означает, что его поведение является недобросовестными и в отношении других лиц. Соответствующие факты устанавливаются применительно к обстоятельствам конкретного дела;

- действия лица, направленные на регистрацию товарного знака, сходного с ранее принадлежавшим ему знаком, правовая охрана которого была досрочно прекращена в связи с его неиспользованием, являются злоупотреблением правом, поскольку они направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта и препятствуют другому лицу зарегистрировать и использовать товарный знак;

- регистрация в качестве товарного знака обозначения, включающего в себя сильный элемент товарного знака другого лица, если этот элемент обладает широкой известностью и высокой степенью узнаваемости потребителями, признается недобросовестным поведением.

В Обзоре содержится также ряд других правовых позиций, касающихся оценки поведения правообладателя, в том числе в форме недобросовестной конкуренции.